29.03.2024

АНТИКРИЗИСНИК

8 495 755-11-37

ФРАНЦУЗСКИЕ КЛУБЫ НА ГРАНИ БАНКРОТСТВА. БЕЗ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА НЕ ОБОЙТИСЬ

#PPS — о печальных последствиях коронавирусной эпидемии для чемпионата Франции.

Французские клубы на грани банкротства. Без помощи государства не обойтись

Что произошло

28 апреля премьер-министр Франции Эдуар Филипп объявил о запрете на массовые мероприятия в стране до сентября. Под это определение попали и футбольные матчи.

Оказавшись в безвыходной ситуации, Лига 1 на следующий день объявила о досрочном завершении чемпионата-2019/20. Некоторые президенты клубов были против и настаивали на проведении плей-офф за место в ЛЧ, ЛЕ или за выживание, однако их проигнорировали. Более того, президент LFP Натали Буа де ла Тур публично «наехала» на смутьянов, отметив, что им неплохо бы умерить амбиции.

Обмен колкостями через прессу продолжается по сей день. Особенно старается босс «Лиона» Жан-Мишель Ола, чей клуб впервые за 25 лет остался без еврокубков. Но это все в пользу бедных.

В сухом остатке «ПСЖ» в 9-й раз был признан чемпионом; впервые за много лет прямую путевку в групповой раунд ЛЧ получил «Марсель»; «Ренн» ушел в квалификацию ЛЧ; «Ницца», «Реймс» и «Лилль» отправились в Лигу Европы; «Амьен» и «Тулуза» покинули высший дивизион, их места заняли «Ланс» и «Лорьян».

Первые последствия

Окончательно потеряв надежды на возвращение Лиги 1, телевизионщики перестали платить по контрактам. Оба крупнейших транслятора Лиги 1 — Canal + и beIN Sports — расторгли договора с лигой. Суммарно от них клубы недополучат около 240 млн евро.

Фото — Lequipe.fr

Тут надо сделать оговорку, что во Франции по ТВ-контрактам платят в разы меньше, чем в других топ-лигах. Уже много лет худшая команда АПЛ в сезон получает около 95 млн фунтов — и это на порядок больше, чем чемпион Франции.

С другой стороны, даже те крохи, которые получают французские середняки и аутсайдеры, для них очень важны. В среднем продажа телеправ наполняет бюджеты клубов Лиги 1 на 30%, но для некоторых провинциальных команд доля превышает 50%. Например, «Дижон» в год тратит около 30 млн евро — из них 16-17 млн ему приносит участие в общем телевизионном пуле.

Ситуация вокруг телеправ ухудшается тем, что контракт Canal + и beIN Sports заканчивается этим летом, а с сезона-2020/21 эксклюзивные права на показ лиги приобрела испанская MediaPro. Она под Францию даже обязалась открыть отдельный платный телеканал. Так вот, после решения запретить футбол испанцы остановились и объявили, что не будут платить прежде, чем зрители вернутся на трибуны. Дескать, в договоре это прописано — вот и выполняйте. А до тех пор денег не будет.

Остальные статьи доходов тоже не выполняются

Как только власти объявили о запрете на массовые мероприятия, в клубные офисы начали звонить спонсоры с требованием пересматривать контракты.

По утверждениям инсайдеров, в большинстве случаев во Франции местные компании перечисляют деньги на клубные счета дважды в году — в январе и июле. И значительная часть спонсоров уже дали понять, что июльских платежей не будет. Даже «ПСЖ» не миновала печальная участь — от него временно (?) отказалась сеть отелей Accor, ранее наполнявшая клубную казну на 50-80 млн евро ежегодно.

И если шейхи еще как-то справятся с потерями, то как быть провинциальным клубам, вроде «Ренна», кому перестала помогать группа Samsic — один из крупнейших спонсоров бретонцев?

Доходов от «Matchday» ведь тоже нет — стадионы пусты, билеты не продаются, гамбургеры и попкорн на трибунах — тоже. Все затихло, хотя еще в феврале средний клуб Лиги 1 зарабатывал около полумиллиона евро за один домашний поединок. Больше всех, естественно, было у «Марселя», «Лиона» и «ПСЖ» с их огромными аренами, а вот «Монако» плелся в хвосте — на него редко собирается больше 5-7 тысяч.

Фото — Skysports.com

В итоге остались только трансферы, но и тут много вопросов. Во-первых, последнее исследование центра CIES показало, что средняя стоимость игроков в Европе за время карантина упала на 28%. Во-вторых, даже эти деньги в реальности платить мало кто захочет — коронавирус поставил весь спорт в режим жесткой экономии.

Даже гранды, вроде «Барсы», «Реала» или «Баварии» сегодня, скорее, дадут второй шанс провалившимся, нежели будут переплачивать за неочевидные таланты, как они это делали все последние годы. Французские клубы в позапрошлом сезоне продали игроков на 950 млн евро, в прошлом — на 730. Но летом 2020-го достичь этих цифр будет практически нереально.

Что делать

Как ни банально, выживать. Некоторые клубы запустили т.н. виртуальные продажи билетов — фанаты переводят на клубные счета деньги за несуществующие билеты, просто чтобы помочь родным клубам. «Сент-Этьенн», например, так умудрился виртуально «заполнить» «Стад де Франс», где зеленые должны были сыграть финал Кубка против «ПСЖ».

«Нант» и «Ницца» начали выпуск коронавирусной атрибутики — перчаток и масок в клубных цветах. Ультрас в восторге — в их среде и раньше в почете были балаклавы, а теперь и подавно.

Ну а глобально все клубы до единого ведут переговоры с игроками о сокращении зарплат. «Лион» со своими уже вроде договорился, в «Марселе» тоже проблем нет — там игроки уже давно привыкли, что клуб ходит по лезвию ножа. В «Монако» благородством отличился Сеск Фабрегас, который согласился получить зарплату за «коронавирусные» месяцы в 2022-м и вдобавок финансово помогает медицинскому штабу и даже стюардам монегасков.

А вот в «ПСЖ» игроки подобного понимания не проявили и пошли в отказ. Переговоры клубных боссов с лидерами раздевалки о сокращении зарплат на время эпидемии провалились, и это плохая новость для всех. Клуб она поставила в сложное финансовое положение, ну а игроки лишний раз облажались, доказав, что собрались в Париже только ради денег.

Фото — twitter.com/bizetprescillia

Что будет дальше

Вариантов по сути два. При первом, плохом сценарии, Францию ожидает «клубопад». В этой стране завсегдатаи элиты неоднократно оказывались в любителях. Только за последний десяток лет такой путь прошли «Страсбур», «Гренобль», «Арль-Авиньон», «Эвиан», «Бастия», «Ле Ман».

В 2020-21 годах выбывших может быть еще больше, если, конечно, человечество не изобретет вакцину от коронавируса и не перестанет прятаться за закрытыми дверями от невидимого врага.

При втором, сносном сценарии, клубы поддержит правительство. Лига 1 уже начала переговоры с властями о кредите на 162 млн евро — правда, пока до финального решения далеко. Франция не Россия, и здесь господдержка футбола, мягко говоря, не в порядке вещей.

Впрочем, даже если власти выделят кредит, французский футбол останется в режиме выживания. Тучные годы прошли, настали худые. И что-то подсказывает, что после них расклад сил в Лиге 1 будет совсем не тот, что до карантина.